Мармарай (тур. Мармарай от Мраморного моря — Мраморное море и рэй — железная дорога) — проект по развитию стамбульской железнодорожной сети, включая подводный железнодорожный туннель «Мармарай [en]» под Босфором, модернизация существующих пригородных железнодорожных линий вдоль пролива Мраморное море от станции Халкалы до станции Гебзе, которая соединит европейскую и азиатскую части города. [1]. Самый глубокий участок тоннеля «Мармарай [en]» находится в 60 м от поверхности залива [2] [3]. [3] После завершения строительства Босфорский туннель должен был стать самым глубоким подводным туннелем [4]. По общей глубине Мармарай является вторым по глубине туннелем в мире после японского туннеля Сэйкан [5] [6].
Мармарай | |
---|---|
тур. Мармарай | |
![]() Мармарай Проект |
|
Годы работы | 2013 — наст. Время |
Страна | Турция |
Город Управления | Стамбул |
Подчиненный | Турецкая железная дорога |
Длина | 13.6 км |
Веб-сайт | marmaray.gov.tr |
карта | |
![]() ![]() |
|
Медиа-файлы на Викискладе? |
Строительство тоннеля началось в 2004 году и обошлось в 3,5 миллиарда долларов [4]. Включая подъездные пути, подключение к существующей дорожной сети и инфраструктуре, стоимость проекта составила 5 миллиардов долларов [7].
Движение поездов по туннелю Мармарай [pl] длиной 13,6 км (в том числе 1,4 км непосредственно под водой [8]) началось 29 октября 2013 г. [9].
Идея строительства туннеля была впервые предложена в 19 веке османским султаном Абдул-Меджидом. Была предложена металлическая конструкция, позже появились и другие конструкции, но их реализация была затруднена из-за технических и финансовых трудностей. Реальные очертания проект обрел только в начале 21 века.
Строительство туннеля началось в 2004 году японско-турецким консорциумом, финансируемым Японским банком международного сотрудничества (JBIC) и Европейским инвестиционным банком (EIB).
Проект включал строительство 13,6 км туннеля через пролив Босфор и реконструкцию 63 км пригородных путей для создания 76,3 км железной дороги большой пропускной способности, соединяющей Гебзе и Халкалы. Было предсказано, что 1,5 миллиона человек в день будут пользоваться пригородными линиями после того, как будет построен туннель.
Через пролив Босфор проходит сейсмостойкий тоннель, состоящий из 11 секций, каждая длиной 130 м и весом до 18000 тонн (10). Секции устанавливаются на глубине 60 метров ниже уровня моря: 55 метров воды и 4,6 метра грунта [10]. Входы в туннель находятся в Казлычешме с европейской стороны и Эйрилыкыкчешме с азиатской стороны.
Новые станции метро построены в Еникапы, Сиркеджи и Ускюдар. Всего отремонтировано или восстановлено 37 наземных станций вдоль железнодорожной линии [11] [12]. Станция в Еникапы связана с линией метро и легкорельсовым транспортом [13]. Реконструкция пригородного сообщения включает строительство параллельного третьего пути, что позволит увеличить пропускную способность до 75 000 пассажиров в час в каждом направлении. Также модернизируется система сигнализации и блокировки, чтобы сократить интервалы между поездами до двух минут [14]. Планируемое время в пути от Гебзе до Халкалы составит 104 минуты [11].
Тоннель был введен в эксплуатацию 23 сентября 2008 г., а официальная церемония завершения строительства состоялась 13 [15] [16] октября. 29 октября 2013 г. туннель был открыт для движения и по нему прошел первый поезд [9] [17].
По состоянию на декабрь 2014 года жетон стоит 4 лиры за одну поездку в туннеле, 2,15 лиры за карту Istanbul Card, а в выходные дни он предоставляется бесплатно [18].
В феврале 2010 г. «Рейлвей вестник интернэшнл» сообщила, что руководство проекта наняло консультантов для изучения грузового потенциала туннеля [19].
Ожидается, что после завершения проекта доля железнодорожного транспорта в транспортной системе Стамбула увеличится с 3,6% до 27,7%. Это сделает Стамбул третьим по величине городом в регионе после Токио (60%) и Нью-Йорка (31%) [12].
Ожидается, что в будущем туннель станет частью трансконтинентального железнодорожного маршрута между Великобританией и Южной Кореей, будет способствовать торговле между Западной Европой и Азией и разгрузит два существующих моста через Босфор [4] [20].
- Большой стамбульский туннель
В первый день эксплуатации в тоннеле произошло отключение электроэнергии, и пассажирам остановившегося поезда пришлось самостоятельно выбраться из тоннеля.Проблемы были быстро решены, и движение поездов возобновилось [3].