Тунисская мозаика
Давайте попытаемся понять, какой может быть последняя деталь мозаики способной снова привлечь туристов в город.
Тунис, как и все лучшие города, представляет собой мозаику. Центр типично арабский, древние лабиринты переплетаются с энергичной коммерцией. Ей несколько присуща французская элегантность, сохранившаяся от колониальной эпохи, прерванная архаичными достижениями Карфагена. Восхитительный берег Средиземного моря, который разделили между собой олигархи и туристы – с небольшим вмешательством художников, добавляющих в палитру ярких красок. Взгляд большинства посетителей, как правило, направлен на восток от Медины (Medina) в сторону моря. Однако, с недавних пор их внимание захватил пригород запада – в частности, Ле Бардо (Le Bardo), где после глобальной реконструкции был открыт лучший на Средиземном море музей мозаики.
Во-первых, почему такое смешное название? Бардо не имеет ничего общего с известной французской актрисой. Это тунисский вариант испанского слово «прадо» (prado), что означает «райский сад». Спокойный пригород за пределами центра города таит признаки богатого капитала, благотворно повлиявшего на сельскохозяйственные угодья. Все же виллы, сады и кафе уступают одному доминирующему зданию: 200-летний дворец, стоящий на древнем фундаменте. В XIX веке он был официальной резиденцией беков (правителей), но с 1888 года здесь находится Национальный музей Бардо (Le Musée National du Bardo).
Экспозиции Национального музея Туниса отличаются от обычных коллекций стран Средиземного моря. Здесь множество скульптур, изображений и других артефактов, отображающих запутанную историю страны. Самой важной по праву является великолепная коллекция римских и византийских мозаик. Власть и искусство проецируется через керамические детали, отражая два тысячелетия – древний и современный Тунис. На протяжении большей части своей жизни Бардо подражает Прадо. Как и величественный музей Мадрида, он был обременен тяжелым, мрачным интерьером. В результате, он казался, очень неприветливым и не желающим демонстрировать свои сокровища посетителям. Но реконструкция во всех смыслах пролила больше света на коллекцию. Целостность оригинального дворца была сохранена, при этом значительное расширение пространства добавило света, тем самым меняя ваше восприятие искусства.
Когда ярким тунисским утром вы проходите сквозь сверкающий новенький вход, вашим глазам требуется время, чтобы приспособиться. И не потому что меняется свет, а потому что на вас нахлынет великолепие работ и вы застынете с широко раскрытыми глазами. Вас поразит разнообразие красок на недавно построенной стене под застекленной крышей. На кропотливое возведение вертикальных произведений искусства для современных ценителей ушло много месяцев, понадобилось много человекочасов и метров лесоматериалов. Пространство расширили с умом именно вокруг крупнейших мозаик, позволяя вам более внимательно взглянуть на древний мир. И чем больше вы смотрите, тем больше вы замечаете параллелей с современной жизнью. Сюжетом одной из мозаик является охота, где участники ездят на колеснице, причудливо запряженной парой тигров. Они путешествуют, хотя хорошо вооруженные экспедиции на суше и на море говорят о том, что это были не мирные исследования. Они изображают повторяющиеся символы. Они думают, убивают и играют – три игрока из прошлого показывают такие же эмоции, как игроки XXI века. Позже, они молятся. Талантливейшие христианские художники отдали свои силы византийским часовням с неправдоподобной сложности купелями VI века — ключевые экспонаты музея. Затем настала эра Ислама, где в старой части здания представлены мастерски созданные экспонаты. Например, восхитительный поражающий своим геометрическим совершенством куполообразный потолок в зале римского поэта Вергилия.
Профессор Тахир Галлия, с самым неоднозначным портфолио, в арабском мире нашел себя после свержения режима Бена Али в 2011 году. Он стал президентом Комитета всемирного наследия, ответственного за древние памятники страны в целом и за музей Бардо в частности. Он по-прежнему с энтузиазмом заявляет: «Вы можете увидеть в Бардо все примеры культурной самобытности. это флагман наследия Туниса». Открытие музея является важным событием для современного Туниса, необходимым этапом для освоения туристами, от которых зависит поступление средств к существованию многих семей. Работа продолжалась, несмотря на политическую нестабильность, и была закончена, благодаря энергии нового правительства и финансовым резервам.
Большинство посетителей приезжают на однодневные экскурсии из курортов на юге столицы. Сюда также приходят пассажиры круизных лайнеров, у которых, как правило, нет времени и которые в спешке просто хотят увидеть сокровища. Однако, коллекция обладает такой притягательной силой, что способна соблазнить вернуться обратно на длинных выходных и посвятить их исключительно городу. Для путешественников, уставших от очевидных средиземноморских достопримечательностей, Тунис является неожиданным открытием. Даже самые требовательные туристы останутся довольны, яркие впечатления им гарантированы.
Туристы узнали, что Тунис гордится быть тем самым местом, где началось свержение диктаторов, так называемая арабская весна. За 10 минут такси доставит вас в шумную Медину – сейчас здесь гораздо меньше туристов, чем раньше. Коммерческую эстафету подхватили производители кастрюль, сковородок и религиозных безделушек. Туристический необходимые туристам вещи – такие, как футболки с надписью «Game Over» и с изображением тунисского восстания – снова в продаже. Все же воздух наполнен ароматами специй, а не кремов от солнца. Правительственные здания, расположенные на главной улице, ведущей к пристани, по-прежнему защищает колючая проволока. Обратите внимание на один из элементов городского пейзажа: мемориальная табличка на площади на месте, где 14 января 2011 года возобладала воля народа. Цвета (жандармы в синем на фоне мрачного зеленого) и оттенки скорее более французские, чем имеющие отношение к римлянам, Византии и исламу. Тем не менее, это, в конце концов, просто еще одна деталь в постоянно меняющейся мозаике Туниса.
Туристическая информация
Проживание
Мы заплатили £99 за ночь в отеле типа «завтрак и постель» Mövenpick Hotel Gammarth. Номер бронировали заранее.
Передвижение
Такси стоит около 1 динара за 1.5 километра, и обычно такси надежно. Настаивайте, чтобы водитель использовал счетчик.
На что посмотреть
Музей Бардо открыт для посетителей с 10 утра до 17 часов вечера ежедневно.