Один из шедевров готической архитектуры, Собор Парижской Богоматери, возвышается над островом Сите, как огромный корабль, стоящий на якоре у огромных контрфорсов. Структура имеет форму буквы «H» на западной стороне портала. Архитектурная особенность экстерьера собора состоит в том, что его вертикальные опоры уравновешиваются горизонтальной линией галереи и фризом, которые находятся в центре окна-розетки. Собор представляет собой массивное сооружение, результат замысловатого архитектурного решения, которое в некоторой степени продолжает традиции романского стиля.
Нотр-Дам де Пари, JP Roche
История собора
Собор был построен на месте старого собора Сент-Этьен, который, в свою очередь, был построен на месте галло-римского храма, посвященного Юпитеру. Строительство Нотр-Дама началось еще в 1163 году под патронатом Мориса де Салли, архиепископа Парижа, и было завершено около 1345 года.
Соборные семинары стали центром церковной власти. Между тринадцатым и четырнадцатым веками шесть епископов покинули свои стены. Однако позже собор потерял часть своего первенства, уступив место епархиям, таким как Реймс и Сен-Дени.
Шли века, Нотр-Дам постепенно приходил в упадок. Особенно большой ущерб был нанесен во время Французской революции, когда самые стойкие сторонники революции начали разрушать статуи еврейских королей на западном фасаде собора, приняв их за незнание французских королей. Значение собора несколько возросло после того, как Наполеон I был коронован здесь императором в 1804 году. Однако в то время стены собора были уже настолько повреждены, что их пришлось даже обшить, чтобы создать великолепную обстановку для коронации.
Южный фасад Нотр-Дам де Пари, Пит Дуглас
Долгожданная реконструкция собора началась 1920-х годах, во многом благодаря петиции Виктора Гюго, который привлек внимание общественности к проблеме в своем романе «Собор Парижской Богоматери», где он описал плачевные условия в собор. Виктор Гюго, как и другие писатели-романтики, восхищался готической архитектурой, полагая, что высокие нефы великих соборов были лучшим убежищем для «измученных душ».
Горгульи на соборе, LittleWheat
Реставрация собора была поручена архитектору Виолле-ле-Дюк, который провел обширную и тщательную реконструкцию, которую некоторые специалисты сочли даже слишком тщательной. Большинство фасадных скульптур (их оригиналы хранятся в Национальном музее средневековья) отреставрированы, пристроен шпиль и установлены мрачные горгульи (морды водосточных труб в виде фантастических фигур). Вы сможете увидеть этих драконоподобных змей вблизи, если осмелитесь взобраться на башни собора.
Резьба на порталах собора
На рубеже тысячелетий фасад собора был тщательно очищен от глубоких налетов, а великолепные скульптуры на порталах собора были безошибочны.
Скульптура портала, фото: Дуэйн Мур
Первое, что бросается в глаза, — это центральный портал с изображением Судного дня. Нижний фриз представляет собой непрерывное движение мертвых, поднимающихся из могил, в то время как Христос сидит наверху, совершая Страшный суд. Он отправляет людей по правую руку в рай, а те, что по левую руку, обречены на мучения в аду. Интересно, что среди грешников есть люди, похожие на епископов и царей. Отсюда следует, что средневековые мастера умели критиковать сильных мира сего. У мастеров тоже было чувство юмора. Вокруг арки портала изображены игривые озорные ангелы, чьи модели, как говорят, являются мальчиками из церковного хора.
На портале слева изображена Дева Мария, коронованная Христом. На нижнем фризе портала изображены сцены из ее жизни. В правом портале на престоле находится Богородица. Анна (мать Марии) и Христос. В этих сценах используются наглядные пособия и символика, чтобы помочь вам понять их не как отдельные эпизоды, а как единое целое. Например, в сцене рождения Христа Младенец находится над Марией. Это указывает на его более высокий статус. Он лежит не в колыбели, а на алтаре, что указывает на его будущую жертвенную роль.
Внутренняя архитектура
Неф, фото: Атиборди Конгпрепан
Внутри собора бросается в глаза контраст между темнотой нефа и светом, падающим на первую большую колонну хора. Это подчеркивает святость жертвенника. В соборе нет внутренних каменных стен. Их заменяют соединенные между собой колонны световыми арками и витражами. По готическим канонам росписи на стенах нет. Свет проникает в собор через цветное стекло и окна-розетки. Сводчатый потолок, окна-розетки и высокие колонны, доходящие до начала сводов, являются типичными чертами готической архитектуры, в то время как простор вокруг колонн нефа и общая тенденция к квадратному пространству характерны для романского стиля.
Сокровищница собора, Trezor, в основном содержит богато украшенные монстранции и чаши XIX века, но ценность коллекции вряд ли заслуживает указанной платы за вход.
Экскурсии
Вид на Нотр-Дам со стороны Сены, фото: Пако
Экскурсии по собору бесплатные; место встречи у входа в туристическую справочную. Бесплатные экскурсии на русском языке проходят по средам в 14:00 и по субботам в 14:30.
Посещение интерьера также можно совместить с органными концертами (вход бесплатный), которые проходят каждое воскресенье в 16:00 и 17:00 Соборный орган считается одним из лучших во Франции; Изготовленные великим мастером XIX века Аристидом Кавалье-Коулом, в них насчитывается более шести тысяч трубок.
Прежде чем покинуть собор, посетите сад в восточной части собора, чтобы увидеть арочные контрфорсы, поддерживающие хор, затем прогуляйтесь по реке ниже южного трансепта. Здесь можно немного посидеть весной под падающими белыми лепестками цветущей сакуры. К северу, по другую сторону собора, проходят улицы Шануэнссе, Юрсен и Коломбе. Три из немногих улиц, на которые смотрел барон Осман. В них нет ничего особенного, кроме старых построек, которые дают представление о том, как когда-то выглядел остров Сите.